Чеченцы и ингуши: историко-этнографический обзор
Общим названием для чеченцев и ингушей служит этноним вайнах (или нах), что буквально означает
«наш человек»: вай – наш, нах – человек (чеч.). Племена вайнахов (или нахов) начали встречаться в произведениях древних
историков за несколько столетий до новой эры. Прежде всего, это были
произведения греческих историков, а также грузинские, армянские, а впоследствии
русские летописи. В те времена племена вайнахов назывались микгизы, буртели, шашане, нахчаматьяне, шабутяне, кисты, дзурдзуки,
джейрахи, цори, тушины, панкисцы и др.[1] По вопросу об этнониме вайнах в настоящее время ведется острая
полемика между чеченскими и ингушскими языковедами, историками и этнографами. В
частности, указывают на то, что в дореволюционной научной литературе не
существовало понятия «вайнах» или «вайнахский язык», и сам термин не
существовал даже в быту. Впервые термин «вайнах» появвтилвся в 1923 г. Однако
еще в то время ингушские лингвисты отказывались признавать этот термин,
утверждая, что общего названия у чеченцев и ингушей не существует. (З.К.
Мальсагов «Культурная работа в Чечне и Ингушетии в связи с унификацией
алфавитов», 1923 г.). Чеченский и ингушский языки называть вайнахскими
предложил Н.Ф.Яковлев, что впоследствии было официально утверждено. (Султан
Патиев. К вопросу о «вайнахских языках»). Ингушские языковеды и некоторые
этнографы (С.Патиев, И.Сампиев) придерживаются мнения, что сам чеченский этнос
сложился в 16 в. под влияием миграции ингушских племен, карабулаков на
современую чеченскую плоскость, где они, попав под влияние русской,
кабардинской, кумыцкой и ногайской культур, а также гребенских казаков
образовали новую культуру и новый язык – чеченский (там же). В связи с этим
чеченский язык рассматривается всего лишь как диалект ингушского, в то время
как среди чеческих ученых и, что немаловажно, в широком общественном сознании,
все обстоит как раз наоборот: доходит до того, что ингушей считают субэтносом
чеченцев, а ингушский язык – диалектом чеченского языка. Несомненно только
одно, что чеченцы и ингуши не являются одним народом или субэтносами друг
друга, а их языки, хотя и принадлежат к одной – нахской – группе, не являются
диалектами друг друга и частично взаимонепонимаемы.
Кроме того, чеченцы и ингуши происходят от разных
неолитических культур – каякентско-хорочоевской и кобанской. В
антропологическом отношении чеченцы ближе к аварцам Дагестана, нежели к ингушам
и представляют собой большее разнообразие антропологических типов. Композитива
«вайнах» (вай – местоимение, нах – существительное) не зафиксировано в
ингушском языке (там же). На бытовом уровне «наш человек» на ингушском языке
звучит как «вей саг ва из».
Подобная полемика обострилась в конце 1980-х годов с
началом политического расхождения чеченцев и ингушей еще внутри единой
Чечено-Ингушской АССР и приобрела еще большую остроту, когда зашла речь об
объединении Чечни и Ингушетии в единый субъект федерации, чему ингушская
сторона решительно противится.
У чеченцев и
ингушей существуют как общепринятые названия (чеченцы и ингуши), так и
самоназвания (нохчий и галгай).
Этноним нохчий восходит к чеченскому слову нехч,
что означает «сыр» или, по другим гипотезам к слову нашхо, что означает «род»[2], а также к словам нох (народ) и нахчо
(пахарь)[3].
Этноним галгай
гипотетически происходит от слова гiала (город, крепость, башня). Это
подтверждается существованием топонима Гiаланчож (Ущелье башен) в высокогорном
районе Ингушетии[4].
Современное
название – чеченцы известно со
времено монголо-татарского нашествия на Кавказ (т.е. ХШ в.) и происходит от топонима Чечен-Аул, которое, в
свою очередь, некоторые исследователи выводят из имени монгольского царевича по
имени Сэчен, который, согласно, преданию, останавливался в Чечен-Ауле,
названном впоследствии в его честь.
Этноним ингуши произошел от одного из древнейших
поселений ингушей – аула Ангушт в Тарской долине (современное село Тарское в
Пригородном районе Республики Северная Осетия – Алания). Название Ангушт в
переводе на русский язык означает «место, откуда виден горизонт». В русский
язык название ингуш пришло от кабардинцев, у которых появилось в ХVШ в.[5]
К нахам
относятся также кистины, бацбийцы и несуществующее ныне племя карабулаки[6].
Европейским
исследователям нахи стали впервые известны из работ академика И.Гюльденштодта (I.D.Guldenstadt. Reisen durch Rusland und in Kakasischen bebirge. T.2. SPb., 1791, с.255). Также о этнографии,
истории и языке чеченцев и ингушей писали: Г.Клапрот (G.Klaproth. Reise in den Kaukasus und nach Georgien, unternommenden in Jahren 1807 und 1808. Bd.2. 1814), Р.Эркерт (R.Erckert.
Die Sprachen des kaukasishen Stammes. Wien. 1895; с иллюстрациями, фотографиями и этнографической
картой Кавказа).
Древнейшее
население Северного Кавказа, в том числе современной Чечни и Ингушетии, ведет
свое начало от Кобанской и Каякентско-Хорочоевской культур, эпохи позднего
камня и ранней бронзы. В конце I тысячелетия до новой эры Северный Кавказ подвергся
нашествиею сарматских племен, во главе которых стояло племя аланы, которые вступили в контакт с
предками аборигенного населения Кавказа – племенами адыги, осетины, чеченцы, ингуши, а также некоторыми народами
Дагестана[7]. В последующие века через Кавказ
прошли иранцы (IV в.), гунны (IV в.), болгары-кутургуры, утургуры, савары, куманы, авары (VI в.). Эти племена не только
смешивались с местными, но также оставляли следы в их материальной и духовной
культуре. Однако такие исследователи, как Джавахашвили, Крупнов, Ламтиадидзе и
др., придавали большее значение местному кавказскому субстрату. В высокогорных
районах Чечни и Ингушетии эти племена вообще не появлялись[8].
В 733 году на Кавказе появились арабы; с Х по ХШ вв.
северная часть северокавказских степей была занята тюркским племенем половцев. Это привело к отюречиванию
местных племен – балкарцев, карачаевцев,
кумыков[9]. С ХШ века на Кавказе появляются войска
Чингисхана, что привносит в местный этногенез и культуру также монгольский и
тюркский элементы. Один из современных народов Северного Кавказа – ногайцы – выделяются из государства
Чингисхана (Золотой Орды) в 1263 г. и начинают кочевать на Кавказе. С 1386 по
1402 гг. Кавказ подвергается нашествию войск Тимура, который проходит через
Осетию, оттеснив к востоку черкесов, и дальше в Грузию и Дагестан. В Чечне,
недалеко от Грозного в память о нем остается мост «Аксан Темыра», по которому Тимур, согласно
легенде, переправлялся[10].
Во время монгольского нашествия с р. Кубань на р. Терек
продвигаются кабардинцы, и в начале ХVI века они
занимают часть современной Ингушетии – бассейны рек Камбилеевка и Сунжа[11]. По данным А.
Генко, в конце ХVI века они уходят оттуда, столкнувшись с
карабулаками, кумыками и чеченцами, и территория вокруг Яндырки, вниз по р.
Сунжа остается свободной вплоть до 1781 г., когда туда заселяются ингуши и
карабулаки, заняв ущелье в верховьях р. Сунжа и основав там ряд поселений[12].
В начале ХVШ века ингуши и осетины усилились
настолько, что вытесняют кабардинцев на север, освобождая для себя территорию
современного Владикавказа, Назрани и Ачалуков[13].
[1] Алироев И.Ю. Нахские языки и
культура. Грозный, 1975. С. 9.
[2] Мациев А.Г. Чеберлоевский
диалект чеченского языка. – Известия ЧНИИЯЛ. Т.6. Вып.2. Языкознание. Грозный,
1965. С. 6.
[3] Там же, С. 10.
[4] Алироев И.Ю. Указ. соч. С. 11.
[5] Багаев М.Х. Население
плоскостной Чечено-Ингушетии накануне окончательного переселения вайнахов с гор
на плоскость (ХШ–ХVI вв.) //
Археолого-этнографический сборник. Т.2. Грозный, 1968. С. 58.
[6] Алироев И.Ю. Указ.соч. С. 11.
[7] Виноградов В.Б. Сарматы северо-восточного
Кавказа. Грозный, 1963. С. 9.
[8] Далгат У.Б. Героический эпос
чеченцев и ингушей. М., 1972. С. 11.
[9] Там же. С. 13.
[10] Там же.
[11] Там же, С. 14.
[12] Генко А.Н. Из культурного
прошлого ингушей. ЗКВ. Т.5. М.-Л., 1930, С.693-694.
[13] Далгат Б. Родовой быт чеченцев и
ингушей в прошлом. ИЧНИИЯЛ. Вып.4, Грозный, 1934, С. 18.