Чеченцы и ингуши: историко-этнографический обзор

 

Общим названием для чеченцев и ингушей служит этноним вайнах (или нах), что буквально означает «наш человек»: вай – наш, нах – человек (чеч.). Племена вайнахов (или нахов) начали встречаться в произведениях древних историков за несколько столетий до новой эры. Прежде всего, это были произведения греческих историков, а также грузинские, армянские, а впоследствии русские летописи. В те времена племена вайнахов назывались микгизы, буртели, шашане, нахчаматьяне, шабутяне, кисты, дзурдзуки, джейрахи, цори, тушины, панкисцы и др.[1] По вопросу об этнониме вайнах в настоящее время ведется острая полемика между чеченскими и ингушскими языковедами, историками и этнографами. В частности, указывают на то, что в дореволюционной научной литературе не существовало понятия «вайнах» или «вайнахский язык», и сам термин не существовал даже в быту. Впервые термин «вайнах» появвтилвся в 1923 г. Однако еще в то время ингушские лингвисты отказывались признавать этот термин, утверждая, что общего названия у чеченцев и ингушей не существует. (З.К. Мальсагов «Культурная работа в Чечне и Ингушетии в связи с унификацией алфавитов», 1923 г.). Чеченский и ингушский языки называть вайнахскими предложил Н.Ф.Яковлев, что впоследствии было официально утверждено. (Султан Патиев. К вопросу о «вайнахских языках»). Ингушские языковеды и некоторые этнографы (С.Патиев, И.Сампиев) придерживаются мнения, что сам чеченский этнос сложился в 16 в. под влияием миграции ингушских племен, карабулаков на современую чеченскую плоскость, где они, попав под влияние русской, кабардинской, кумыцкой и ногайской культур, а также гребенских казаков образовали новую культуру и новый язык – чеченский (там же). В связи с этим чеченский язык рассматривается всего лишь как диалект ингушского, в то время как среди чеческих ученых и, что немаловажно, в широком общественном сознании, все обстоит как раз наоборот: доходит до того, что ингушей считают субэтносом чеченцев, а ингушский язык – диалектом чеченского языка. Несомненно только одно, что чеченцы и ингуши не являются одним народом или субэтносами друг друга, а их языки, хотя и принадлежат к одной – нахской – группе, не являются диалектами друг друга и частично взаимонепонимаемы.

Кроме того, чеченцы и ингуши происходят от разных неолитических культур – каякентско-хорочоевской и кобанской. В антропологическом отношении чеченцы ближе к аварцам Дагестана, нежели к ингушам и представляют собой большее разнообразие антропологических типов. Композитива «вайнах» (вай – местоимение, нах – существительное) не зафиксировано в ингушском языке (там же). На бытовом уровне «наш человек» на ингушском языке звучит как «вей саг ва из».

Подобная полемика обострилась в конце 1980-х годов с началом политического расхождения чеченцев и ингушей еще внутри единой Чечено-Ингушской АССР и приобрела еще большую остроту, когда зашла речь об объединении Чечни и Ингушетии в единый субъект федерации, чему ингушская сторона решительно противится.

У чеченцев и ингушей существуют как общепринятые названия (чеченцы и ингуши), так и самоназвания (нохчий и галгай).

Этноним нохчий восходит к чеченскому слову нехч, что означает «сыр» или, по другим гипотезам к слову нашхо, что означает «род»[2], а также к словам нох (народ) и нахчо (пахарь)[3].  

Этноним  галгай гипотетически происходит от слова гiала (город, крепость, башня). Это подтверждается существованием топонима Гiаланчож (Ущелье башен) в высокогорном районе Ингушетии[4].

Современное название – чеченцы известно со времено монголо-татарского нашествия на Кавказ (т.е. ХШ в.) и  происходит от топонима Чечен-Аул, которое, в свою очередь, некоторые исследователи выводят из имени монгольского царевича по имени Сэчен, который, согласно, преданию, останавливался в Чечен-Ауле, названном впоследствии в его честь.

Этноним ингуши произошел от одного из древнейших поселений ингушей – аула Ангушт в Тарской долине (современное село Тарское в Пригородном районе Республики Северная Осетия – Алания). Название Ангушт в переводе на русский язык означает «место, откуда виден горизонт». В русский язык название ингуш пришло от кабардинцев, у которых появилось в ХVШ в.[5]

К нахам относятся также кистины, бацбийцы и несуществующее ныне племя карабулаки[6].

Европейским исследователям нахи стали впервые известны из работ академика  И.Гюльденштодта (I.D.Guldenstadt. Reisen durch Rusland und in Kakasischen bebirge. T.2. SPb., 1791, с.255). Также о этнографии, истории и языке чеченцев и ингушей писали: Г.Клапрот (G.Klaproth. Reise in den Kaukasus und nach Georgien, unternommenden in Jahren 1807 und 1808. Bd.2. 1814), Р.Эркерт (R.Erckert. Die Sprachen des kaukasishen Stammes. Wien. 1895; с иллюстрациями, фотографиями и этнографической картой Кавказа).

Древнейшее население Северного Кавказа, в том числе современной Чечни и Ингушетии, ведет свое начало от Кобанской и Каякентско-Хорочоевской культур, эпохи позднего камня и ранней бронзы. В конце I тысячелетия до новой эры Северный Кавказ подвергся нашествиею сарматских племен, во главе которых стояло племя аланы, которые вступили в контакт с предками аборигенного населения Кавказа – племенами адыги, осетины, чеченцы, ингуши, а также некоторыми народами Дагестана[7]. В последующие века через Кавказ прошли иранцы (IV в.), гунны (IV в.), болгары-кутургуры, утургуры, савары, куманы, авары (VI в.). Эти племена не только смешивались с местными, но также оставляли следы в их материальной и духовной культуре. Однако такие исследователи, как Джавахашвили, Крупнов, Ламтиадидзе и др., придавали большее значение местному кавказскому субстрату. В высокогорных районах Чечни и Ингушетии эти племена вообще не появлялись[8].

В 733 году на Кавказе появились арабы; с Х по ХШ вв. северная часть северокавказских степей была занята тюркским племенем половцев. Это привело к отюречиванию местных племен – балкарцев, карачаевцев, кумыков[9]. С ХШ века на Кавказе появляются войска Чингисхана, что привносит в местный этногенез и культуру также монгольский и тюркский элементы. Один из современных народов Северного Кавказа – ногайцы – выделяются из государства Чингисхана (Золотой Орды) в 1263 г. и начинают кочевать на Кавказе. С 1386 по 1402 гг. Кавказ подвергается нашествию войск Тимура, который проходит через Осетию, оттеснив к востоку черкесов, и дальше в Грузию и Дагестан. В Чечне, недалеко от Грозного в память о нем остается мост  «Аксан Темыра», по которому Тимур, согласно легенде, переправлялся[10].

Во время монгольского нашествия с р. Кубань на р. Терек продвигаются кабардинцы, и в начале ХVI века они занимают часть современной Ингушетии – бассейны рек Камбилеевка и Сунжа[11]. По данным А. Генко, в конце ХVI века они уходят оттуда, столкнувшись с карабулаками, кумыками и чеченцами, и территория вокруг Яндырки, вниз по р. Сунжа остается свободной вплоть до 1781 г., когда туда заселяются ингуши и карабулаки, заняв ущелье в верховьях р. Сунжа и основав там ряд поселений[12].

В начале ХVШ века ингуши и осетины усилились настолько, что вытесняют кабардинцев на север, освобождая для себя территорию современного Владикавказа, Назрани и Ачалуков[13].



[1] Алироев И.Ю. Нахские языки и культура. Грозный, 1975. С. 9.

[2] Мациев А.Г. Чеберлоевский диалект чеченского языка. – Известия ЧНИИЯЛ. Т.6. Вып.2. Языкознание. Грозный, 1965. С. 6.

[3] Там же, С. 10.

[4] Алироев И.Ю. Указ. соч. С. 11.

[5] Багаев М.Х. Население плоскостной Чечено-Ингушетии накануне окончательного переселения вайнахов с гор на плоскость (ХШ–ХVI вв.) // Археолого-этнографический сборник. Т.2. Грозный, 1968.  С. 58.

[6] Алироев И.Ю. Указ.соч. С. 11.

[7] Виноградов В.Б. Сарматы северо-восточного Кавказа. Грозный, 1963. С. 9.

[8] Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М., 1972. С. 11.

[9] Там же. С. 13.

[10] Там же.

[11] Там же, С. 14.

[12] Генко А.Н. Из культурного прошлого ингушей. ЗКВ. Т.5. М.-Л., 1930, С.693-694.

[13] Далгат Б. Родовой быт чеченцев и ингушей в прошлом. ИЧНИИЯЛ. Вып.4, Грозный, 1934, С. 18.

Hosted by uCoz